Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическом летопись

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЛАНДШАФТА

Д. Арманд

Природа во все времена была источником вдохновения для художников. Первые произведения искусства—рисунки людей палеолита на скалах — изображали животных. Первым орнаментом, ставшим органической частью архитектуры, был египетский растительный орнамент. В орнаментах каждый народ отражал то, что казалось ему самым красивым в окружающей природе: народы Севера — елочку, киргизы — рога архара, а'рмяне — виноградные гроздья... Вся традиционная школа китайской живописи я знаменитые лаки Вьетнама — это или пейзажи, или изображения животных и растений.

Пейзажи — любимый жанр русских художников. Можно ли представить себе русское искусство без Шишкина и Левитана, Куинджи и Айвазовского? Но если человечество будет столь же бездумно уничтожать природу, как сейчас, то Шишкин XXI в., пожалуй, не найдет натуры для своих пейзажей.

Но даже тогда, когда люди научатся самым заботливым образом беречь природу, девственные ее уголки неизбежно будут занимать на земле все меньше места. Наступит время, когда они сведутся к сети, пусть очень густой, заповедников и охраняемых урочищ лесопаркового типа. Под действием экономической необходимости остальная земля будет занята полями, сеяными лугами, сажеными лесами и садами, искусственными водохранилищами, техническими сооружениями, городами (будем надеяться, городами-садами), парками. Можно ли допустить, чтобы все это было только полезно, технически совершенно, но серо, безвкусно, эстетически безграмотно? Можно ли примириться с тем, что красота пейзажа станет музейным экспонатом и люди будут ездить на выходной день в ближайший заповедник, чтобы вспомнить, как она выглядит?

Чем больше окружает человека, чем дальше простирается индустриальный и сельскохозяйственный ландшафт, тем настойчивее надо стремиться к тому, чтобы сделать его истинно культурным ландшафтом. Под последним выражением я понимаю не вообще измененный человеком, а целесообразно преобразованный и красивый ландшафт. При коммунизме, когда материальные блага будут изобильны, человечество, несомненно, предъявит высокие требования к красоте каждого изделия, тем более — каждого архитектурного ансамбля, каждого хозяйственного комплекса.

Стремление к красоте — такой же неистребимый инстинкт человеческого духа, как стремление к познанию. Его мощь проявляется в народном искусстве, которое у многих народов можно встретить буквально в каждом предмете обихода. Мне приходилось видеть в селениях коми избы крестьян, сплошь — изнутри и ' снаружи — прямо по срубу расписанные цветным узором.

А сколько жизнерадостной потребности творить вокруг себя красоту в резных и расписных оконницах русских деревень, в украшенной и стилизованной утвари костромских и хохломских крестьян! Здесь тоже широко используются мотивы листвы, цветов, переплетающихся ветвей. А заимствованный из народной архитектуры пушкинский золотой петушок! Этс непреодолимое стремление к красоте хочется сравнит! с удивительной силой травы или гриба, которые приподнимаются и в конце концов пробивают асфальт, лишь бы выбиться к свету.

К сожалению, в крестьянском быту стремление к красоте концентрируется в доме, от силы во дворе. Поле где проходит производственная деятельность земледельцев; обычно лишено украшений. Здесь не до квасом Но вот однажды, путешествуя небольшой группой по Латвии, мы были поражены видом полей, удаленных от хуторов и окруженных лесом, но обведенных вдоль опушек каймой садовых цветов. Мы спросили у крестьян: «Вы ими торгуете?» Они в ответ: «Какая здесь торговля: до города далеко, а на хуторах у всех свои Мы сеем их, чтобы нам было веселее, когда приедем убирать урожай». В этом ответе - зародыш будущего, коммунистического отношения к труду. Если труд для всех будет потребностью и радостью, то естественно стремление придать радующую глаз внешность и орудиям и предметам труда. Производительность его от этого только повысится.

[1]2
Оглавление