Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическом летопись

РИМ, НЕАПОЛЬ, ФЛОРЕНЦИЯ

 

К 125-летию со дня смерти Стендаля

Игорь Шишкин

В своем знаменитом «Этюде о Бейде» Бальзак назвал Стендаля писателем, «который лучше всех знает Италию». Глубокое знание страны — результат пристального внимания к ней Стендаля. Он годами жил среди итальянцев, совершал поездки по стране, отлично знал современную ему итальянскую литературу, изучал средневековые хроники, бывал во дворцах и лачугах, соборах и трактирах, музеях и театрах...

Италия проходит через все творчество великого французского писателя: вспомните «Пармский монастырь» и «Итальянские хроники», «Рим, Неаполь и Флоренцию» и «Прогулки по Риму», «Историю живописи в Италии» и «Жизнь Россини». Вернее, пожалуй, будет сказать, что с Италией связано не только творчество, но и вся жизнь Стендаля. Именно там познакомился Анри Бейль с замечательными представителями революционной интеллигенции, яркие образы которых навсегда запечатлелись в его сознании. Там увидел он великие творения мастеров Возрождения и услышал невыразимо волновавшую его музыку. В этой стране завязалась его дружба с Байроном, и там же, в Италии, скептик и насмешник Анри Бейль пережил самое глубокое потрясение в своей жизни — любовь к Матильде Висконтини...

При жизни Стендаля издавали и читали мало: по-настоящему его оценили лишь в XX в. Единственная книга, вышедшая при жизни писателя четыре раза, — это путевые записки «Рим, Неаполь и Флоренция»: дважды ее издавали в Париже и дважды в Лондоне (на французском и английском языках). Эта книга — первый шедевр французского писателя и первая, которую Анри Бейль подписал псевдонимом Стендаль. До сих пор страницы этих путевых записок, впервые изданных 150 лет назад, в 1817 г., поражают живостью описаний и меткостью наблюдений, верностью характеристик и глубиной прозрений.

Название книги не точно, ибо в ней больше говорится о Милане и Болонье, чем о Риме, Неаполе и Флоренции. Построена книга Стендаля как путевой дневник. Писатель действительно бывал — и не один раз — во всех этих городах, но того маршрута, который описан в книге, он никогда не совершал. Путевой журнал — это только литературный прием, давший Стендалю возможность в непринужденной форме рассказать об Италии, познакомить читателей со своими эстетическими, философскими и политическими воззрениями.

Вы раскрываете «Рим, Неаполь и Флоренцию» — и вас ошеломляет фейерверк фактов, описаний, встреч, рассуждений, исторических экскурсов, анекдотов, новелл... На первый взгляд сплошная импровизация, полное отсутствие композиции, небрежность языка; на самом деле глубоко продуманная, отлично скроенная вещь, написанная отточенным языком...

Страстный любитель и большой знаток искусства, Стендаль пишет в своей книге об опере Ла-Скала, театре марионеток в Риме, о беседах с артистами и художниками, рассказывает о музеях и палаццо, цитирует итальянских поэтов; он повествует о встречах с людьми всех классов и самых различных профессий, о городах и поездках...

«Край, который проезжаешь, направляясь из Милана в Павию, — один из самых богатых в Европе. Все время видишь каналы с проточной водой, обеспечивающие его плодородие». Но вот Ломбардская низменность осталась позади, и дорога пошла вверх. Вокруг Апеннинские горы, напоминающие океан «горных вершин, непрерывно вздымающиеся гряды которых теряются вдали».

В Неаполе Стендаль наблюдал извержение Везувия. «Можно видеть, как блещет лава: красная масса вырисовывается на чудеснейшем темном небе. В течение трех четвертей часа я остаюсь прикованным к моему окну... погруженный в созерцание этого величественного и столь нового для меня зрелища». Восхищаясь природой страны, писатель говорит, что климат Италии «внушает — сам не знаю каким образом — преклонение перед красотой».

[1]23
Оглавление